Обратная связь

Закрыть Пожалуйста представьтесь:

Ваш телефон:

Ваш e-mail:

Текст обращения:

Задать вопрос

Закрыть Пожалуйста представьтесь:

Ваш телефон:

Ваш e-mail:

Текст обращения:

Оставить отзыв

Закрыть Пожалуйста представьтесь:

Ваш телефон:

Ваш e-mail:

Текст обращения:

Регистрационная форма

Закрыть Пожалуйста представьтесь:

Ваш телефон:

Ваш e-mail:

Текст обращения:

Статьи

Статья

Дивиденды от ума

Кризис, охвативший мировую экономику, - явление опасное, но поучительное. Поневоле задумаешься об источнике средств, который был бы не подвластен любым потрясениям. И таковой существует, уверяют специалисты!
Это не физический капитал, не материальные запасы и даже не права на имущество, а интеллектуальные возможности.
Каким образом интеллект может приносить доход, и как это связано с собственностью? Об этом нам рассказала директор «Независимой консалтинговой фирмы» Кадрия Анварова. Ее «ликбез» оказался для нас настоящим открытием, так что после общения с опытным специалистом нам захотелось последовать ее советам.
Но обо всем по порядку.
Оксана БИРЮКОВА, ИТ

Продукт творчества и основа для бизнеса
- Кадрия Фуатовна, так что же такое интеллектуальная собственность и «с чем ее едят»?
- Интеллектуальная собственность – это права на конкретные результаты творческой деятельности в любой области (производственной, научной, литературной, художественной и пр.), а также права на средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ или услуг. Спектр интеллектуальной собственности широк: это и произведения искусства и литературы, и товарные знаки, и программы для ЭВМ, и изобретения, и секреты производства (ноу-хау), а также многие другие объекты.
- Одним словом, уникальные в своем роде продукты и технологии…
- Верно. Для многих людей интеллектуальная собственность связана с человеческой изобретательностью. С этой точки зрения само название интеллектуальная собственность является, казалось бы, неуместным. Это не та собственность, которая может быть продана, как обычное имущество, то есть полностью передана от продавца к покупателю. Интеллектуальная собственность – в первую очередь, продукт творчества. Это может быть величайшее произведение искусства, а может быть - результат долгой ночи программирования. В любом случае, это драгоценность, которую невозможно продать, ведь творчество священно!
С другой стороны, можно рассматривать результат творчества как весьма прибыльный бизнес. Но для того, чтобы сделать его таковым, нужно взглянуть на продукты творчества с другой стороны: с юридической и коммерческой.
Как правило, интеллектуальная собственность создается в два этапа. На первом создается сама собственность как результат разработки новых технологий или продуктов, то есть возникает объект права. На втором – эта собственность доводится до коммерческого результата. Если на первом этапе не требуется больших затрат, и разработчики чаще всего решают эту проблему самостоятельно, то на втором нужно привлекать значительные финансовые ресурсы для создания коммерческого продукта.   
- Самый известный вид интеллектуальной собственности…
- Пожалуй, авторское право. Это право создателя произведения науки, литературы или искусства признаваться его автором, а также право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под псевдонимом или анонимно. Авторское право принадлежит создателю произведения уже по факту его создания, его не нужно регистрировать. Авторские права нельзя продать, подарить другому лицу или отказаться от них.
В этом существенное отличие авторского права от других разделов законодательства об интеллектуальной собственности. В результате авторское право оказывается доступно не только большим корпорациям, но и отдельным индивидуумам. Вы сами можете стать владельцем авторских прав, просто написав, нарисовав или вообще создав что-то уникальное. Если вам хочется, можно поставить значок © и вашу фамилию. Но в данном случае вы владеете авторским правом независимо от того, объявили вы об этом или нет. А такой значок просто поможет найти вас тем, кто захочет воспользоваться вашим творением.
- Какая польза от этого права?
- Само по себе владение авторским правом особой пользы не приносит. Но, владея произведением, вы приобретаете право контролировать его использование.
Хотя вы и не можете продать само авторское право, вы имеете возможность разрешать воспроизводить созданное вам произведение, тиражировать его или использовать другим способом. И это даже лучше, чем продавать: вы выдаете лицензию на выполнение с вашим произведением определенных действий и при этом сохраняете свои авторские права на него. Получается что-то вроде сказочной неразменной монеты: ты ее отдал, а она снова у тебя в кармане, и так в течение всей жизни автора.
Словом, будучи владельцем интеллектуальной собственности, вы можете с успехом получать от нее доход, сохраняя права на нее.

Законы и реалии
- Каков механизм защиты интеллектуальной собственности?
- Как известно, до изобретения патентов люди ревностно хранили свои технологические новинки и уносили секреты в могилу. Ясно, что стремление навсегда скрыть свои технологии было губительным для технического прогресса. Появление возможности закрепить за собой исключительные права на изобретения (то есть получить патент) стало мощным стимулом для раскрытия секретов, поскольку больше не нужно бояться, что конкуренты узнают о ваших разработках, и вы потеряете преимущество секретности. Кстати, первый российский патентный закон «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах» принят в 1812 году.
Проще говоря, защищенная интеллектуальная собственность – это патент. А хорошо защищенная интеллектуальная собственность – это много патентов в большом количестве государств. Отсюда становится понятен термин «международная патентная защита». Что означает понятие «инвестирование в технологии»? В первую очередь, это обеспечение патентной защиты. Патент можно продать, можно выдать лицензию на право производства, можно оценить технологию и использовать как актив, и даже внести в уставный капитал.
- Как регулируются в российском законодательстве правовые и экономические отношения, связанные с интеллектуальной собственностью? 
- Комплексом законов и подзаконных актов. До 2008 года в этот комплекс входили Патентный закон РФ, Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», Закон РФ «О техническом регулировании» и другие. С 1 января 2008 года первые три из них утратили силу и заменены IV главой Гражданского кодекса РФ.
В этом правовом пространстве, если у предприятия (или физического лица) есть патент, оно обладает всем арсеналом исключительных прав на интеллектуальную собственность и может включать ее в собственный хозяйственный оборот, продавать лицензии на ее использование, переуступать патент.
Интеллектуальная собственность, на которую получены охранные документы и которая используется в хозяйственной деятельности предприятия, становится нематериальными активами. Согласно российскому законодательству, нематериальные активы (НМА) - активы, которые не имеют материально-вещественной структуры, могут быть идентифицированы, используются в процессе хозяйственной деятельности в течение периода времени свыше 12 месяцев, способны приносить доход и документально оформлены. С точки зрения учета, не оформленные документально нематериальные активы не существуют. Многие компании сегодня понимают выгоду этого вида активов и начинают учитывать свою интеллектуальную собственность на балансе в качестве НМА.
Значимость патентной защиты в различных областях промышленности различна. Так, в фармацевтике и производстве химических веществ патенты имеют огромное значение, ибо стоимость разработки подобных продуктов велика, период их использования длителен, а формулы воспроизвести достаточно просто. Например, в фармацевтической промышленности США инвестиции, необходимые для разработки, тестирования и продвижения на рынок нового лекарства, оцениваются в среднем в 200 млн. долларов. В электронной промышленности, где жизненный цикл продукции относительно короток, эффективнее засекречивать информацию, чем получать на нее патент.
Но вряд ли можно ограничить проблему рамками правовой защиты интеллектуальной собственности. Основным вопросом, как и в других сферах хозяйства, остается неготовность многих российских организаций (особенно научных) вообще к коммерческой деятельности, к условиям международной конкуренции, к улучшению инвестиционного климата в стране, к решению проблем, связанных с использованием собственности, в том числе и интеллектуальной.
Среди самых острых проблем в данной сфере сегодня специалисты выделяют слабую нормативно-правовую базу коммерциализации интеллектуальной собственности с массой пробелов и противоречивых положений – раз, отсутствие системного подхода к использованию интеллектуального капитала – два, и отсутствие эффективного механизма вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности - три. Поэтому риски коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности зачастую довольно велики.

Сколько стоит идея
- Кадрия Фуатовна, объясните, как идея приобретает стоимость?
- Идея сама по себе ничего не стоит. И в то же время она бесценна. Идея, реализованная на практике с положительным результатом, это уже производственный секрет (или коммерческая тайна), который дает возможность произвести его первую оценку. Можно определить свойства объекта, состояние рынка, аналоги и т.д. Для чего? Для того чтобы вы смогли запатентовать эту идею, а затем выгодно распорядиться ею.
Объясню, что называется, на пальцах. Вот есть разработчик с запатентованной идеей, и есть инвестор, который готов вкладывать деньги в передовые идеи и открывать новые производства. Инвестор хочет производить продукт, который будет конкурентоспособен и продаваться легко, быстро и прибыльно. Но зачастую эти два человека (разработчик и инвестор) не могут найти друг друга. Разработчики не знают, кому продать свои разработки; инвесторы не знают, в какую область науки вложить средства.
В этом случае для построения взаимосвязи между ними необходим посредник. Какие же условия необходимо предложить разработчику? Ответ прост: деньги. И для разработчика, и для производителя процесс сотрудничества выгоден. Первый может получать постоянный доход от использования его идеи, второй – доход от уникального производства, которого ни у кого нет.
Но, к сожалению, в настоящее время инновационная инфраструктура, способная осуществить связь между наукой и инвесторами, то есть коммерциализацию интеллектуальной собственности, находится в зародыше. Политика, проводимая в настоящее время в России, ориентирована на краткосрочный эффект, она никак не учитывает происходящих сегодня потерь интеллектуального капитала и отечественных ноу-хау. Между тем утрата последних может привести к полному распаду высокотехнологичных отраслей, воссоздание которых весьма проблематично даже при полновесном государственном бюджете и финансово сильных корпорациях. Подчеркну, что недооценка последствий потерь интеллектуального капитала способна надолго законсервировать наше экономическое отставание.
Главная задача - научиться быстро и эффективно доводить научные разработки, обладающие коммерческим потенциалом, до внедрения в производство. Эта задача требует совместных усилий и от научных организаций, и от бизнеса, и от государства.
- Звучит глобально…
- Вопрос об интеллектуальной собственности в России сейчас сводится к следующему: будет ли Россия существовать как страна с собственной полноценной интеллектуальной собственностью или ее наиболее ценные виды станут объектом внешнего управления со стороны государств, где рыночная экономика уже состоялась. Для того чтобы избежать последнего варианта, нужно практически с нуля создать совершенно новую экономику нематериальных активов, где правят бал права на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с производством продуктов научно-технического прогресса. И сейчас это начали осознавать и в России, и в Татарстане. Появилась заинтересованность в объединении усилий разработчика и инвестора.
- Очень интересно! Но причем здесь ваша фирма?
- Наша фирма - «НКФ» - была одной из первых, кто профессионально начал заниматься таким направлением, как разработка систем управления интеллектуальной собственностью, в том числе нематериальными активами. Наша помощь носит не только теоретический, но и прикладной характер.
Мы готовы помочь предприятиям произвести инвентаризацию результатов интеллектуальной деятельности, правильно их классифицировать, выявить наиболее перспективные с коммерческой точки зрения изобретения и технологии и в итоге составить реестр объектов интеллектуальной собственности. Кроме того, при необходимости мы подготовим комплекс внутренних документов предприятия, регламентирующих процесс учета, контроля и коммерциализации интеллектуальной собственности. Специалисты «НКФ» также могут профессионально и объективно оценить стоимость патентов и потенциальную прибыль от их внедрения.
Наши рекомендации могут быть полезны как собственнику патента, так и потенциальному инвестору. Например, сколько инвестору придется платить за использование готовой идеи, а также за сколько разработчик может продать свое изобретение и не прогадать. В данном случае мы выступаем профессиональными независимыми оценщиками. И наше заключение – весомый документ, поскольку у каждого оценщика фирмы за плечами опыт работы, специальное профессиональное образование, подтвержденное дипломами и сертификатами, ответственный подход к делу и навыки анализировать существующую ныне ситуацию. «НКФ» имеет богатую методическую и информационную базу в этой сфере, является членом одной из крупнейших саморегулируемых организаций оценщиков в России.
Это очень ценно, но в то же время это дело рискованное. Не случайно деятельность оценщиков подлежит обязательному страхованию. Ответственность фирмы застрахована на десятки миллионов рублей, а кроме этого застрахована ответственность каждого оценщика.
Спрос на консультации в сфере управления интеллектуальной собственностью и услуги оценщиков растет с каждым годом. Но очень важно, чтобы на вашем пути встретился профессионал.

(статья опубликована в газете «Известия Татарстана», №44(354), 2008)


вернуться
Здесь Вы можете оставить отзыв на статью
 
 
 
 

Это интересно

«Большой четвёркой» называют четыре крупнейших в мире компании, предоставляющие аудиторские и консалтинговые услуги:

PricewaterhouseCoopers —
http://www.pwc.com

Делойт (Deloitte) —
http://www.deloitte.com

Эрнст энд Янг (Ernst&Young) —
http://www.ey.com

КПМГ (KPMG) —
http://www.kpmg.com

Крупнейших фирм когда-то было восемь, и назывались они вместе «Большая восьмёрка». В 1989-м году в результате слияния Deloitte, Haskins and Sells и Touche Ross (объединённая фирма стала называться Deloitte & Touche), и Ernst & Whinney и Arthur Young (Ernst & Young) «Восьмёрка» превратилась в «Шестёрку». Количество крупнейших компаний вновь сократилось в 1998 году после слияния Price Waterhouse и Coopers & Lybrand (в результате возникла PricewaterhouseCoopers). Наконец, "Пятёрка" стала "Четвёркой" в 2002 году после массового ухода клиентов от Arthur Andersen, последовавшего за обвинением компании в соучастии в фальсификации отчётности обанкротившейся Enron.

(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

© НКФ 2017

(843) 277-03-23, 277- 08-18
420107, РТ, г.Казань, ул.Петербургская, д. 78
office@nkf.ru   
карта проезда